ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ

 

МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ В КРАСНОЯРСКЕ

Предварительная запись. Вход свободный.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ В КРАСНОЯРСКE

С 1845 по 2005 год

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ В КРАСНОЯРСКЕ

Хронология

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОТОТЕХНИКИ

Взгляд из 1990 года (глава из книги "Справочник фотографа", - М.: "Высшая школа", 1990)

mavica

 

 

 

 

КАК ХОРОШО СНИМАТЬ?

Прекрасный материал М. Громова из журнала "Советское фото" №1 за 1970 год. Эта публикация поможет понять, насколько труднее было осваивать фотографию в "пленочную" эпоху и... насколько схожи проблемы фотолюбителей всех времен.

 

 журнал советское фото

 

Каждый день редакция журнала «Советское фото» отвечает на тысячу и один вопрос. Этот последний, тысяча первый вопрос, задается снова и снова: как научиться снимать хорошо? Что такое хорошая фотография?


Стремясь объяснить это, журнал приглашает специалистов, открывает школу фотографического мастерства, публикует «секреты» ведущих фотохудожников. А если как следует вдуматься, в сущности, все очень просто.

Во-первых, нужно купить фотоаппарат, увеличитель, экспонометр, бачок для проявления пленки, пленку, фотобумагу, кюветы (сначала маленькие) и электронное реле времени.

Затем, внимательно познакомившись с заводской инструкцией, следует сразу же приучить своих домочадцев к новому члену семьи, которому понадобится свой угол, свой столик, своя посуда и то, что прежде было вашей ванной комнатой.

Не сомневайтесь: первые снимки принесут вам и вашей семье большую радость. «Один из неисследованных законов оптики гласит, что обычно первые снимки выходят изумительно, но затем дело идет все хуже и хуже» (К. Чапек).

Проявив пятнадцать-двадцать пленок, вы постигнете еще один суровый закон природы: все царапины и пятна попадают только на лучшие, самые дорогие для вас негативы: на остальной пленке их почему-то нет. Вы попробуете заделать дефекты на отпечатке, — и, когда у вас устанут глаза, увидите, что это не так- то просто. Мало-помалу трудности обступят вас со всех сторон, и через год-другой вы поймете, что фотография, которой вы решили посвятить свой досуг,— это, в сущности, трудное дело, и если, уяснив это, вы не забросите камеру, значит, зададите свой тысяча первый вопрос: «Как научиться снимать хорошо?».

Впрочем, к тому времени вы, конечно, уже поймете, что в двух словах на этот вопрос не ответить. Нужно много читать, смотреть фотографические журналы, бывать на выставках и самому в них участвовать; нужно внимательно разбирать работы своих товарищей по клубу и научиться без обиды принимать критику собственных работ; нужно чаще бывать в картинных галереях, на лекциях по искусству, в концертах. Дело в том, что фотография, которой вы увлеклись, имеет прямое отношение к искусству, и тут уж ничего не поделаешь: без эстетической образованности, начитанности, хорошего вкуса обойтись нельзя.

Изучая фотографию, вы заметите, что снимки больших мастеров почти всегда очень просты и лаконичны: две-три яркие подробности, характерный жест — вот и все. Сколько раз вы скажете себе: «Да ведь тут нет ничего особенного! Я тоже мог бы так снять!»

Конечно, могли бы, но... Вас подстерегает очень серьезная болезнь фотолюбительства: подражательность. Несколько лет тому назад Л. Бергольцев показал своего «Генку», В. Генде-Роте — «Березку», Е. Кассин — «Славянку». Эти снимки вызвали настоящую эпидемию подражательности. Опасного в этом, может быть, и нет, но и хорошего маловероятно, вам придется пережить и своеобразный кризис темы. Вам покажется, что все на свете уже снято и переснято, что фотографировать больше нечего, не ехать же в Антарктиду или на остров Гаити за сюжетом, который никто еще не снимал!

Беда в том, что мы быстро привыкаем к улице, по которой каждый день идем на работу, к городу, в котором постоянно живем, к жизни, которая повседневно нас окружает. Так привыкаем, что перестаем ее замечать. Просто не видим, какие чудеса ежеминутно творятся у нас на глазах: как течет по крышам и переливается с листа на лист солнце, как неуловимо изменчивы и разнообразны знакомые и незнакомые лица, как характерен вот этот человек, которого мы часто встречаем на улице, как выделяется в толпе прохожих девушка. Любопытство — вот что нам по-настоящему необходимо. В детстве его хоть отбавляй, все мы любопытны, как Юлька на хорошем снимке Ю. Бортунова. С годами оно притупляется, но ведь с этим мириться нельзя: нужно иметь любопытство, жадный интерес к жизни, и пусть, как в древнем сказании о Русской земле, ни у кого из нас не наполнится око зрением, не насытится ухо слушанием.

Любопытство и наблюдательность. В фотографии (как, впрочем, и в живописи) важен не «общий вид», а подробность, деталь, пусть незаметное, но характерное «чуть- чуть», которое отличит ваш снимок от тысячи других, сделанных общим планом. Дерево, например, — дерево на вашей улице. Стоит ли его снимать? Конечно, не стоит. А если присмотреться? Если снять не дерево, а только ветку? Если взять телеобъектив? Если диафрагмировать объектив? Резче. Еще на одно деление — так, еще резче. Это и есть «глубина резкости», отмеченная на шкале объектива. Так, теперь можно снимать...

И не выбрасывайте этот снимок, потому что отрицательный опыт — опыт неудач — для нас, фотолюбителей, важен: научиться снимать можно лишь на собственных ошибках.

Имея дело с фотоаппаратом, приходится думать сразу о множестве разных вещей: о диафрагме, о выдержке, о свете, бьющем в объектив, о сюжете, который уходит из кадра, о собственных руках, дрожащих от волнения, —- да мало ли о чем еще? Со временем вы поймете, в чем тут секрет: к камере нужно просто привыкнуть.

Привыкнуть до такой степени, чтобы вообще не думать о ней. как, например, пианист, играя бурный этюд Скрябина, не думает о клавишах рояля. Со временем вы найдете ответ на вопрос «что снимать?» — найдете свою собственную задушевную тему. Как знать, что захватит вас — фотоохота, портрет, жанр, пейзаж... Дело не в этом. Главное — содержательность, жизненность, ясный смысл, потому что увлечение фотографией — это увлечение жизнью...

 

 

ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР В ФОТОГРАФИИ

Журнал "Советское фото", 1986 год, №6


Первыми, дошедшими до нас фотоизображениями были: вид на крыши из окна мастерской Ньепса, натюрморт из произведений скульптуры и графики Дагера, фотограмма листьев растений Фрицше. Видные ученые и художники предсказывали светописи выдающуюся роль в развитии науки и искусства: обогащение методов исследования в археологии, естествознании, астрономии, медицине; соперничество с живописью, переворот в полиграфии.
Однако в ранние годы фотография робко продвигалась в этих видах съемки: слишком еще несовершенной была ее техника. Единственным жанром, в котором она быстро преуспела, оказался портрет. Способ фотографирования на отполированную до блеска серебряную пластинку просуществовал недолго — около пятнадцати лет, но именно он приблизил портретирование к искусству. К концу сороковых годов XIX века владельцы дагерротипных ателье постепенно стали вытеснять художников, писавших заказные миниатюрные портреты.
На улицах Петербурга рядом с павильонами предприимчивых французов все чаще открывались студии наших соотечественников. Журнал "Современник" писал об изменившемся облике города: «...Бросается в глаза множество вывесок фотографических заведений. На одном Невском проспекте по крайней мере до двадцати таких заведений. Все дома увешаны фотографическими портретами в разных живописных позах, и беспрестанно открываются вновь еще фотографические заведения...» У историка Г. Болтянского читаем об убранстве павильонов: «Это были помещения со стеклянной стеной и стеклянным потолком.
В помещении стояли камеры-обскуры нескольких размеров, пригодные для получения различных дагеротипов — от миниатюр, которые вставлялись в перстень или медальон, до больших, «кабинетных» форматов. Павильон был обставлен декоративной мебелью. В нем имелись фоны с обоями разных рисунков. На столиках лежали всякие безделушки. Иногда посетители привозили для съемок собственные вещи, даже кресла, в которых располагались привычно, как доме. К спинкам кресел обязательно крепились держатели для головы, иначе нельзя было получить четкое изображение при длительных выдержках».
И вот такие павильоны буквально осаждали толпы. Всем хотелось получить свое «самописное» изображение. Получить, несмотря на то, что под ослепительными лучами солнца надо было просидеть неподвижно около получаса. Современники рассказывали, что многие не выдерживали этого испытания, засыпали перед камерой.
Чтобы сократить время экспозиции, первые фотографы натирали лица портретируемых мелом. Головы и плечи зажимали в специальные рогатины, чтобы человек не изменил позу. Вот что читаем о фото-портретировании в публикации 1839 года: «Лицо было совсем черное, гримаса красноречиво говорила о перенесенных страданиях, глаза были наполовину закрыты».
Конечно, у ранней фотографии было много недостатков. Например, французский художник-карикатурист О. Домье зло смеялся над этим в своих рисунках. Но прошло немного лет, и он с удовольствием встал перед камерой Надара. Охотно позировал дагеротиписту О. Бальзак. Еще один знаменитый француз — поэт, историк, политический деятель А. Ламартин, называвший вначале светопись «бессовестным шарлатанством», высказывался и так: «Мы не говорим больше, что это ремесло, это — искусство».
К концу 40-х годов дагеротипия достигла своего расцвете. Не случайно изображения окантовывали разными и инкрустированными рамками, вставляли под стекло и в изящные футляры. Многие дагеротипы до сих пор удивляют нас филигранностью рисунка, пластикой полутонов, совершенством в передаче фактуры лиц, одежды, предметов обстановки. Среди первых фотографов, производивших портретные сьемки, были и профессиональные живописцы. Они сознательно переносили в
дагеротипию формы композиции, заимствованные из изобразительных искусств. Это обогащало выразительные средстве фотографии.
Еще больших успехов портретная светопись достигла с открытием мокроколлоидного способа. В 1851 году англичанин С. Арчер предложил фотографировать не на металлических, а иа стеклянных пластинках с последующим воспроизведением с них отпечатков не светочувствительной бумаге. Это уже было подобие современной фотографии. В сравнении с дагеротипией мокроколлоидный способ был более дешев и более доступен. Стеклянные пластинки поливали жидким коллодием, затем погружали в раствор азотнокислого серебра. Съемку производили сразу, на мокрых пластинках... Выдержку исчисляли уже минутами и даже секундами. Портретная фотография на стеклянных пластинках распространялась в мире с невероятной быстротой.
В ряде стран появились выдающиеся мастера. Их работы отличались высоким уровнем технического и художественного исполнения, яркой индивидуальностью.
На родине светописи — во Франции — лучшими были Надар, Диздерм, Карже; а Англии — Хилл, Адамсон, Кэмерон, Кэрролл; а России — Левицкий, Деньер, Плахов и некоторые другие.

А. ФОМИН

 

 

 

 

ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОСЪЕМКЕ

схемы света для фотопортрета

Первая (основная) задача фотопортретиста заключается в получении портретного изображения, схожего с оригиналом. Совершенно неверно считать, что фотография достигает сходства «автоматически», так как она фиксирует «все, как оно есть». Фотография не может совпадать с действительностью хотя бы потому, что она отражает только определенную часть мира и только в определенный момент.
Когда вы представляете себе хорошо знакомого человека, то на память приходят его внешность, фигура, особенность походки, особенность позы, когда человек размышляет или слушает другого человека, тембр голоса, манера разговаривать и многое другое. А фотография из всего многообразия признаков, составляющих характерные признаки индивидуума, в течение короткого отрезка времени фиксирует только внешность. И если к этому добавить, что портретируемые в большинстве своем люди, совсем не знакомые фотографу, а также ограниченность времени на съемку, то станут понятны трудности, с которыми постоянно встречается в своей работе фотограф-портретист.
Итак, для достижения сходства необходимо, чтобы портретируемый занял перед аппаратом положение, свойственное ему; чтобы в момент, предшествующий съемке, на лице портретируемого было выражение, свойственное ему и характеризующее его как индивидуума. И все это в конечном счете может быть поддержано или, наоборот, разрушено использованием того или иного варианта освещения. О позе портретируемого, о создании благоприятного психологического климата говорилось ранее, сейчас же речь пойдет о выборе наиболее благоприятных эффектов освещения и о методике работы с осветительными приборами.
В том, что свет, а точнее, характер распределении света, полутеней и теней на лице портретируемого в значительной мере влияет на сходство, можно убедиться, перемещая светильник слева - вверх -направо вниз вокруг лица модели. При внимательном проведении этого простого опыта можно заметить, что некоторые направления света на модель являются благоприятными для достижения сходства; они создают на лице привычное распределение светов, полутеней и теней.
Следующим фактором является характер светового потока, направленного на модель. Световой поток может быть направленным, направленно-рассеянным и рассеянным. Направленный световой поток создают осветители прожекторного и проекторного типа, В которых используется оптика для получения сходящегося, параллельного или расходящегося пучка света. Направленно-рассеянный световой поток создают светильники, состоящие обычно из лампы накаливания и матированного отражателя. В некоторых светильниках предусмотрены светорассеиватели. Чем больше диаметр отражателя, чем плотнее светорассеиватель, тем больше доля рассеянного света. Рассеянный световой лоток создают светильники, в которых используются источники света больших размеров. Типичными будут светильники с люминесцентными лампами, закрытыми светорассеивателями.
Все многообразие эффектов освещения модели можно свести в основном к четырем случаям:

1) эффект направленного освещения, имитирующий в основном прямой свет Солнца;

2) эффект направленно-рассеянного освещения, когда к прямому солнечному свету добавляется рассеянный свет неба или когда Солнце закрыто просвечивающими облаками;

3) эффект рассеянного освещения, типичного для пасмурной погоды;

4) эффект искусственного освещения, характеризующегося использованием световых потоков с нескольких направлений, хорошо различаемых на снимке.


Эффект освещения также активно влияет на конечный результат. Эффект освещения должен соответствовать идее фотопортрета: молодость, жизнерадостность выразительнее будут переданы посредством эффекта солнечного освещения в сочетании со светлым или светло-серым фоном; задумчивость, грусть, особенно людей пожилого возраста, лучше будут поняты, если в портрете воспроизведен эффект освещения настольной лампы в затемненной комнате и т. п.
Но не следует и абсолютизировать эффекты освещения, иначе даже самые удачные для каких-либо конкретных обстоятельств эффекты освещения, используемые без критического анализа, станут источниками изобразительного штампа.
Итак, поза портретируемого, эффект освещения должны соответствовать возрасту портретируемого, его темпераменту, складу характера и эмоциональному состоянию. Неповторимость индивидуальных черт должна быть подчеркнута индивидуальным характером освещения. Направление и степень направленности светового потока, взаимоотношения света и теней на лице, степень контрастности изображения, яркость фона и соотношение этой яркости с яркостью лица модели — вот основные факторы, посредством которых фотограф создает сотни и тысячи вариантов освещения.
Эффект освещения следует создавать применительно к индивидуальности портретируемого и определении положении лица перед фотоаппаратом. Известно, что зритель и верную очередь начинает рассматривать изображение с наиболее светлых деталей. Отсюда понятна и заповедь фотографов - все красивое и выигрышное в портретируемом желательно подчеркнуть светом, а невыигрышное оставить в тени. Распределением света и теней на лице и фигуре можно руководить зрительским восприятием портрета.
При создании варианта освещения модели следует отдавать предпочтение эффектам естественного освещения, для которых характерна ведущая роль одного или подчиненность ему всех источников света. Простота эффекта освещения и, как следствие, легкое «прочтение» его зрителем снимка - вот непременные спутники работы всех крупных мастеров фотопортрета.

Л. Д. Курский
Работа фотографа в павильоне

 

 

О КОМПОЗИЦИИ ФОТОКАДРА

 

ракурс при фотосъемке


Как только фотограф выбрал объект съемки и посмотрел в видоискатель фотоаппарата; он начал конкретную работу над поиском композиционного построения кадра. Именно в этот момент у него возникает множество вопросов. С какого расстояния производить съемку? Какое выбрать освещение? Как расположить изображение снимаемых объектов в кадровом окне?
Все эти и многие другие вопросы надо не только поставить перед собой, но и уметь творчески разрешить. Если в процессе съемки фотограф не решал конкретных задач, не стремился осуществить определенный замысел, идеи, то его снимок не взволнует, не увлечет зрителя, не станет произведением искусства.
Слово «композиция» в переводе с латинского означает "сопоставление, соединение, приведение частей в порядок". Применительно к изобразительному
искусству под словом «композиция» прежде всего подразумевается выбор изображаемых объектов, их взаимное расположение, соподчинение главного и второстепенных объектов на картинной плоскости.
При размещении в кадре снимаемых объектов необходимо обращать внимание на единство и цельность ‚построения снимка, избегать образования на снимке двух
или нескольких отдельных, самостоятельных композиций. Закономерности, различные примеры возможных построений кадра должны помогать реализации творческих замыслов при работе над конкретной темой, сюжетом, а не служить самоцелью. Важно не просто знать основы ‚композиционного творчества, а уметь свои знания и навыки применять на практике.


А. Г. Симонов. "Фотосъемка"

 

 

 

Мой первый отрицательный отзыв на советское пособие по фотографии