История развития фотографии в Красноярске

 

Сегодня в Красноярске работает 15 крупных фотостудий, 10 фотошкол и множество небольших фотоателье, разбросанных по всему городу. Но ведь у всего этого богатства была какая-то начальная точка – и относится она к середине XIX века…

Как указывает В. В. Чагин, в 1845 году француз А. Давиньон, имевший дагерротипную мастерскую в Санкт-Петербурге, приехал в Красноярск, чтобы сделать портрет декабриста В. Л. Давыдова. Вот почему 1845 год можно считать открытием фотографической эры в городе.


Дагерротип С. Г. Волконского

Пример дагерротипа, сделанного Альфредом Давиньоном. 

На снимке - декабрист С. Г. Волконский. Иркутск, 1845 год.

 

Первая же фотостудия в Красноярске появилась только через двадцать лет – когда член Немецкого фотографического общества Г. Х. Кеппель открыл здесь свою мастерскую. В 1872 году к нему добавился А. Е. Нитрам. Нам не известно, каким было фотооборудование у первых мастеров этого дела в Красноярске. Вероятнее всего, они снимали на бокс-камеры, широко распространенные в то время. Достоверно известно, что красноярские фотографы использовали немецкие объективы "Фохтлендер". А для первых клиентов имелись удобные посадочные места – ведь им приходилось долго находится в неподвижности, дожидаясь окончания процесса экспонирования…
Спрос на услуги первых фотографов был большой – причем не только со стороны рядовых горожан. Красноярск в те времена был местом ссылки, и постепенно значительная часть заказов стала приходиться на фотосъемку арестантов…

Глянзо Осип - ссыльнокаторжный. Фотограф Г. Х. Кеппель.
Красноярск, 7 октября 1899 года
Фотобумага, картон, 10,5х6,2

 

Интересно, что первую фотографию самого Красноярска сделал житель другого города – иркутянин А. К. Гофман. Именно ему еще в 1863 году удалось получить великолепную панораму города, которая, к счастью, сохранилась до сих пор.


Панорама А. К. Гофмана, снятая с Караульной горы

С годами в Красноярске становилось все больше фотосалонов. На обороте многих старых фотографий мы можем увидеть фамилии М. Б. Аксельрода (см. о нем подробнее на сайте "Красное место"), А. М. Злобкова, Ф. Д. Лухтанского, Л. А. Бобкова,  И. Е. Упаткина, Н. И. Василенкова. Сквозь века глядят на нас со старых снимков люди другой эпохи – и этому чуду мы обязаны первым красноярским фотографам...



Обратная сторона паспарту фотографии, сделанной в мастерской М. Б. Аксельрода

 

 Паспарту фотографии Н. И. Василенкова (снимок 1910 или 1911 года). Обратите внимание на указание - "Негативы сохраняются"


Но были в городе и другие мастера – которые снимали не в павильонах, а на улицах и природе. Одной из самых ярких фигур можно считать Л. Ю. Вонаго. Работая землемером, он часто ездил по Енисейской губернии и постоянно фотографировал. Именно ему мы обязаны альбомом «Красноярск и его окрестности», снимки из которого постоянно иллюстрируют многие публикации по истории города. Занимался пейзажной фотографией издатель Ю. М. Кохановский и многие другие.
Кстати, об изданиях. В 1903 году на страницах красноярских изданий появляются первые фотографии. Пионером этого дела стала газета "Енисей", опубликовавшая 7 марта 1903 года снимок приехавшей в Красноярск знаменитой певицы Альмы Фострем.


Так выглядел первый фотоснимок в красноярской газете "Енисей"

 

С годами мастерство красноярских фотографов росло. Они стали осваивать репортажную фотографию (наверняка все помнят снимки демонстраций, покорения Столбов и тушения пожаров). Фототехника того времени позволяла решать уже широкий круг задач. Так, путешественник-одиночка В. В. Передольский совершил три сплава по Енисею в 1894, 1895 и 1898 годах. Итогом стало появление целой серии фотоснимков, безупречных с технической очки зрения и весьма интересных в содержательном плане.


Пожар в гостинице "Золотой Якорь"

Фотограф Л. Ю. Вонаго, 24 февраля 1908 года


 Реклама фотосалона М. Б. Аксельрода

 

Интерес к фотографии рос с каждым днем. И если поначалу фотооборудование в Красноярск поставляли только московские, петербургские и томские фирмы, то в 1903 году появился отдел фотопринадлежностей и в магазине провизоре Б. С. Нови. Чуть позже стали завозить фототовары Ю. и М. Кохановские. Интересно, что в ассортименте часто встречалась продукция фирмы "Kodak" - уже тогда потребителей завлекали необыкновенной простотой и скоростью съемки...

Не позднее 1908 года красноярские мастера стали предлагать услуги фотомонтажа. Для этого они готовы были перефотографировать старые карточки, разместить их в нужном порядке, добавить подпись и желаемый фон. В 1911 году красноярские фотографы научились изготавливать срочные заказы всего за одни сутки. В 1912 возникло Красноярское фотографическое общество. Уже через два года в нем насчитывалось 80 членов, в распоряжении которых имелась собственная фотолаборатория. Силами общества были организованы первые фотокурсы.

И все бы активно развивалось и дальше, если бы не революция...

Снимков того времени очень мало. Это и не удивительно - многие фотоателье закрылись, ряд фотокарточек были потеряны, уничтожены, изъяты. Фотографическое дело восстанавливалось с большим трудом. Даже в 1930-х годах услуги фотографа были относительной редкостью. Вспомните начало рассказа В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет":


Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу - приехал фотографировать...


Вот так вот: "...неслыханно важное событие". И это при том, что Овсянка находилась совсем рядом с Красноярском - а что уж говорить про более отдаленные места?
На фоне такого дефицита фотографических услуг неизбежно появились мошенники. Они были особенно активны в предвоенное и послевоенное время. Схема обмана оказывалась проста - в далекое село приезжал фотограф и степенно объяснял: сейчас де, проведу фотосъемку, потом уеду проявлять и печатать карточки. Через неделю вернусь и каждый получит свой фотоснимок... Доверчивый деревенский люд послушно выстраивался у громоздкой фотокамеры на треножнике. Фотограф деловито поправлял позы, кричал "Улыбочку!", снимал крышку с объектива... и никому даже в голову не приходило, что в камеру ничего не заряжено! Получив деньги за очевидный "труд", фотограф уезжал... и более не возвращался.


Фотоаппарат "ФЭД", использовавшийся в Красноярске в послевоенные годы. 

Из коллекции студии "ФотоYarsk"


Объявление о фотокурсах в газете "Красноярский рабочий", 25 января 1940 года


По воспоминаниям старейшего фотолюбителя Б. Н. Абрамова, даже в 1933 году в Канске использовалась для фотосъемки переносная камера-обскура. Положение вещей стало меняться только в 1950-е годы. Правительство приняло программу по активному развитию фотографического производства. Хорошим подспорьем стало фотографическое оборудование и документация, вывезенная в счет репарации из Германии. В Советском Союзе началось производство компактных фотоаппаратов "Зоркий", "Любитель", знаменитых "Зенитов" и "Смен".
Выпускалась масса литературы для фотолюбителей: Веденов А. Н. "Фотосъемка пленочной камерой". - М., "Искусство", 1954; Косинский И. "Юному фотолюбителю" - Детгиз, 1954; Мирошник М. "Памятка начинающего фотолюбителя" - Львов, 1959; Симонов А. Г. "Фотосъемка". - М., "Искусство", 1969 и другие.


Учебные пособия по фотографии 1950-1960-х годов

Библиотека студии "ФотоYarsk"


С 1952 полностью переходит на выпуск фотобумаги фабрика "Квант". В городе повсеместно открываются фотокружки - при Дворце пионеров и в самих школах. Занятия фотографией для детей совершенно бесплатные - главное, чтобы была усидчивость и терпение. Выставка работ красноярских фотографов проводилась в больших окнах здания на пр. Мира, 90 (бывший дом Гадалова, ныне - сельхозакадемия).


 Упаковка фотобумаги, выпущенной на красноярском заводе "Квант"

 

Фотографирование становится все более популярным - и красноярцам начинают покорятся новые горизонты - в том числе, подземные. По словам Б. Н. Абрамова, он стал одним из пионеров спелеофотографии в Красноярском крае. Методом проб и ошибок был разработан способ фотосъемки, благодаря которому удалось запечатлеть красоты таких пещер, как Торгашинская и Кубинская (последняя сегодня затоплена водами Красноярского водохранилища)

 

Б. Н. Абрамов проводит фотосъемку в Караульной пещере. 1963 год.

 

С 1960-х годов в Красноярском крае начинается увлечение слайдами; с 1970-х - стереосъемкой. В павильонах продолжают добросовестно трудиться проверенные "старички - крупноформатные камеры "ФКП". Созданные еще в 1930-х годах, они использовались в красноярских фотоателье вплоть до конца 1980-х годов (например, именно на такую камеру делали снимки в павильоне на ул. Горького даже в 1989 году)

 

Последний ледоход на Енисее (после строительства Красноярской ГЭС). Снимок Б. Н. Абрамова, 1960-е годы

 

коммунальный мост, история

Вот такой необычный вид имели фонари на Коммунальном мосту сразу после его открытия (начало 1960- годов). Обратите внимание на замерзшую реку - это один из последних кадров, запечатлевших замерзающий Енисей в районе Красноярска

 

А вот затем, с окончанием перестройки, в нашем городе (как и в стране) началась совсем иная фотографическая эпоха. Упал железный занавес и магазины заполонили компактные фотоаппараты "Kodak". Таинство фотографии, колдовство в ванной при свете красного фонаря... все это стало уходить в прошлое. Теперь человеку достаточно было просто нажать кнопку спуска затвора, затем отнести пленку в фотоцентр... и через день получить яркие, контрастные, глянцевые фотоснимки.

Хотя не все было так просто. Например, даже в 1994 году красноярские фотографы летали в Москву, чтобы там отпечатать пленки. Первый магазин "Кодак на Мира" был открыт 18 мая 1995 года. В 1998 году здесь был продан первый цифровой фотоаппарат - эра цифровой фотографии в Красноярске началась....

 

Одна из первых на правом берегу фотостудий появилась возле Предмостной площади


В 2000 году открылась первая цифровая лаборатория. В это время в Красноярске уже активно пользовались цифровыми камерами - так, одна из них имелась у некоммерческой организации "Открытый музей" (созданной на средства зарубежных грантов). Тот цифровой фотоаппарат имел разрешение всего 2,5 Мп и позволял делать только черно-белые снимки. Но и это была уже революция! Не надо вручную наводится на резкость; не нужно отдавать на проявку и печать; не нужно сканировать - просто нажал на кнопочку и тут же обрабатываешь на компьютере готовый снимок...

Так выглядела одна из первых цифровых камер, появившихся в Красноярске



Дальнейшая история развития фотографии в Красноярске известна уже более-менее хорошо. В городе появляются цифровые зеркальные камеры "Canon" и "Nikon". Стоят они поначалу очень дорого и позволить их покупку могут только профессиональные фотографы. Продвинутые фотолюбители предпочитают покупать цифровые ультразумы - например, в 2004 году "Olympus" такого класса стоил 9500 рублей (зарплата кандидата наук в это время - 4600 рублей в месяц). В 2006 году в магазине "Kodak" на Мира серьезный зеркальный фотоаппарат Canon EOS 30D с объективом Sigma 17-70 стоил порядка 50 000 рублей...
И только ближе к 2010 году цены на фототехнику начинают падать. Сегодня простая любительская зеркалка Canon EOS 1100D стоит чуть более 12 000 рублей - и это вместе с объективом. А по своим возможностям она будет во многом превосходить старый заслуженный Canon EOS 30D...  

***

Итак, мы совершили краткий обзор развития фотографического дела в Красноярске. Вот уже более полутора веков фотография живет бок о бок с нами. Менялись фотокамеры и технологические процессы; менялось само отношение к фотографии. Сегодня мы уже редко держим в руках фотокарточку - разве лишь когда делаем фото на документы. Мы привыкли воспринимать снимки с экранов мониторов и телефонов. И, возможно, с уходом "бумажной" фотографии мы что-то потеряли... хотя взамен, безусловно, что-то приобрели.

Фотография сегодня - это не средство фиксации жизни, как раньше, а способ выражения своего отношения к ней. Это язык, на котором привыкло говорить современное поколения - это средство самовыражения.

Но чем бы ни была фотография, она все-таки остается таинством, показывая нам суть вещей в тот краткий миг истины, который успел поймать фотограф...

***

Интервью с Анатолием Меркуловым - красноярцем, который начал снимать в 1948 году, а затем сам собрал стереофотоаппарат