Портретный жанр в фотографии

Журнал "Советское фото" за 1986 год, №6

Как сделать фотопортрет? Вот достаточно интересная статья, которая дает один из ответов на этот вопрос.


Первыми, дошедшими до нас фотоизображениями были: вид на крыши из окна мастерской Ньепса, натюрморт из произведений скульптуры и графики Дагера, фотограмма листьев растений Фрицше. Видные ученые и художники предсказывали светописи выдающуюся роль в развитии науки и искусства: обогащение методов исследования в археологии, естествознании, астрономии, медицине; соперничество с живописью, переворот в полиграфии.
Однако в ранние годы фотография робко продвигалась в этих видах съемки: слишком еще несовершенной была ее техника. Единственным жанром, в котором она быстро преуспела, оказался портрет. Способ фотографирования на отполированную до блеска серебряную пластинку просуществовал недолго — около пятнадцати лет, но именно он приблизил портретирование к искусству. К концу сороковых годов XIX века владельцы дагерротипных ателье постепенно стали вытеснять художников, писавших заказные миниатюрные портреты.
На улицах Петербурга рядом с павильонами предприимчивых французов все чаще открывались студии наших соотечественников. Журнал "Современник" писал об изменившемся облике города: «...Бросается в глаза множество вывесок фотографических заведений. На одном Невском проспекте по крайней мере до двадцати таких заведений. Все дома увешаны фотографическими портретами в разных живописных позах, и беспрестанно открываются вновь еще фотографические заведения...» У историка Г. Болтянского читаем об убранстве павильонов: «Это были помещения со стеклянной стеной и стеклянным потолком.
В помещении стояли камеры-обскуры нескольких размеров, пригодные для получения различных дагеротипов — от миниатюр, которые вставлялись в перстень или медальон, до больших, «кабинетных» форматов. Павильон был обставлен декоративной мебелью. В нем имелись фоны с обоями разных рисунков. На столиках лежали всякие безделушки. Иногда посетители привозили для съемок собственные вещи, даже кресла, в которых располагались привычно, как доме. К спинкам кресел обязательно крепились держатели для головы, иначе нельзя было получить четкое изображение при длительных выдержках».
И вот такие павильоны буквально осаждали толпы. Всем хотелось получить свое «самописное» изображение. Получить, несмотря на то, что под ослепительными лучами солнца надо было просидеть неподвижно около получаса. Современники рассказывали, что многие не выдерживали этого испытания, засыпали перед камерой.
Чтобы сократить время экспозиции, первые фотографы натирали лица портретируемых мелом. Головы и плечи зажимали в специальные рогатины, чтобы человек не изменил позу. Вот что читаем о фото-портретировании в публикации 1839 года: «Лицо было совсем черное, гримаса красноречиво говорила о перенесенных страданиях, глаза были наполовину закрыты».
Конечно, у ранней фотографии было много недостатков. Например, французский художник-карикатурист О. Домье зло смеялся над этим в своих рисунках. Но прошло немного лет, и он с удовольствием встал перед камерой Надара. Охотно позировал дагеротиписту О. Бальзак. Еще один знаменитый француз — поэт, историк, политический деятель А. Ламартин, называвший вначале светопись «бессовестным шарлатанством», высказывался и так: «Мы не говорим больше, что это ремесло, это — искусство».
К концу 40-х годов дагеротипия достигла своего расцвете. Не случайно изображения окантовывали разными и инкрустированными рамками, вставляли под стекло и в изящные футляры. Многие дагеротипы до сих пор удивляют нас филигранностью рисунка, пластикой полутонов, совершенством в передаче фактуры лиц, одежды, предметов обстановки. Среди первых фотографов, производивших портретные сьемки, были и профессиональные живописцы. Они сознательно переносили в
дагеротипию формы композиции, заимствованные из изобразительных искусств. Это обогащало выразительные средстве фотографии.
Еще больших успехов портретная светопись достигла с открытием мокроколлоидного способа. В 1851 году англичанин С. Арчер предложил фотографировать не на металлических, а иа стеклянных пластинках с последующим воспроизведением с них отпечатков не светочувствительной бумаге. Это уже было подобие современной фотографии. В сравнении с дагеротипией мокроколлоидный способ был более дешев и более доступен. Стеклянные пластинки поливали жидким коллодием, затем погружали в раствор азотнокислого серебра. Съемку производили сразу, на мокрых пластинках... Выдержку исчисляли уже минутами и даже секундами. Портретная фотография на стеклянных пластинках распространялась в мире с невероятной быстротой.
В ряде стран появились выдающиеся мастера. Их работы отличались высоким уровнем технического и художественного исполнения, яркой индивидуальностью.
На родине светописи — во Франции — лучшими были Надар, Диздерм, Карже; а Англии — Хилл, Адамсон, Кэмерон, Кэрролл; а России — Левицкий, Деньер, Плахов и некоторые другие.

А. ФОМИН