Учебники по фотографии
Отзыв, опоздавший на полвека
Я увлекаюсь собирательством старых книг по фотографии и мне в руки попала книга И. Косинского «Юному фотолюбителю», - М., «Детгиз», 1957 год.
Это покажется странным, что я пишу отзыв на книгу, которая уже давно не актуальна. И автор мои слова не прочтет… Но, быть может, их прочтут те, кто собирается что-то кому-то советовать и кого-то чему-то учить…
…так вот – нужно помнить, что учить нужно уметь. Нужно видеть своего слушателя, нужно видеть себя, как преподавателя – чтобы у тебя была уверенность, что ты говоришь все верно, точно и понятно
А теперь вернемся к книге И. Косинского
Первый и самый главный недостаток данного учебного пособия состоит в том, что автор систематически оперирует понятиями, значение которых до этого не разъяснил. Самый яркий пример – термин «выдержка», который впервые появляется на с. 10. Автор и не думает давать толкование этому термину – он сразу начинает им оперировать!
Эта грубейшая ошибка называется «синдром кафедры». Порою профессионал настолько хорошо постигает свой предмет, что некоторые вещи для становятся сами собой разумеющимися. Очевидно, И. Косинский настолько глубоко был погружен в фотографию, что ключевое понятие «выдержка» стало для него обыденностью, очевидностью… которая на то и очевидность, что не требует разъяснений.
Второй момент. Трактовка некоторых понятий дана настолько упрощенно, что просто сбивает начинающего фотолюбителя с толку. Например, это понятие «светосила». Что пишет И. Косинский? Он заявляет, что «…чем больше светосила, тем ярче изображение, которое можно получить».
Невероятно!
Автор просто не представляет, в какой тупик он заводит этим утверждением начинающего фотолюбителя! У И. Косинского просто нет представления, что слушатель – это чистый лист. Это губка, которая впитывает все с несомненным доверием к говорящему. И с этой точки зрения трактовка светосилы просто убийственна.
А что, с помощью выдержки нельзя сделать снимок «ярче»? Или с помощью светочувствительности? Или с помощью лампы?
Но дело даже не в этом.
Доверчивый фотолюбитель теперь уяснил – если хочу получить яркий снимок, надо купить светосильный объектив! Копит деньги, покупает, делает снимок… и ничего не понимает. Хоть при светосильном, хоть обычном объективе снимок оказался недоэкспонированным…
Третье. В изложении материала не хватает системности. Так, в самом начале книги автор вдруг отвлекается на историю гибели русской полярной эскадры В. А. Русанова. И делает это лишь для того, чтобы проиллюстрировать свои слова о том, что негативы могу сохраняться годами. Вызывает сомнения такой подход – тем более, что в дальнейшем автор не приводит более отсылок к истории или современности при разъяснении ключевых понятий фотографии.
В общем, мне стало грустно при мысли о том, скольким советским мальчишкам и девчонкам И. Коссинский испортил настроение. Думаю. немало школьников, взявших в руки книгу с радостным ожиданием, затем бросали ее читать… и самое печальное, если при этом они считали СЕБЯ неспособными к обучению. Хотя их вины в неправильном усвоении материала нет абсолютно.
Итог
Прежде, чем учить, посмотри на предмет глазами своего слушателя. Стань сам на секунду ничего не знающим. Попробуй увидеть свою тему с нуля, с чистого листа. И только тогда выстраивай учебную программу, пиши пособия и книги.