Что такое выдержка?

Загрузка ...

В давние времена, когда фотокамеры были очень простыми, фотограф снимал с них крышку и держал  столько времени, сколько требовалось, свет создал внутри картинку. Поскольку фотограф именно держал крышку в руках, отсюда и произошел термин "выдержка"...

 

Выдержка может быть короткой и длинной. В первом случае фотограф открывает фотокамеру буквально на мгновение. Например, при съемке в яркий солнечный день, чтобы не пересветить будущую фотографию. А вот вечером фотограф наоборот, держит камеру открытой дольше - чтобы слабый свет за это время все-таки успел создать изображение.

 

Шли времена и техника совершенствовалась. В фотоаппаратах появился "затвор". Само его название подсказывает: отворяю-затворяю. Шторки затвора открываются на определенное время, пропуская свет на матрицу. Самая длинная выдержка, которую автоматически может сделать затвор - 30 секунд. Самая короткая выдержка у простого фотоаппарата равна 1/4000 секунде. Это секунда, поделенная на 4000 частей! За это время вы даже моргнуть не успеете...

У профессиональных же фотоаппаратов затвор может делать еще более короткую выдержку - 1/8000 секунды. Если на такой короткой выдержке сфотографировать самолет, то получится вот что:

 


Выдержка 1/8000. Лопасти, которые вращаются так, что мы их  не видим, на короткой выдержке застывают как неподвижные! Это и неудивительно - ведь затвор открылся на мгновение. Где лопасть была в этот момент - там ее матрица фотоаппарат и "заморозила"...

 

 

****

Ну, а теперь поговорим о выдержке дли-и-и-инной. Она используется, во-первых, когда нам не хватает света. Ведь если выдержка длинная, значит, на матрицу попадет много света.


Выдержка 8". Мост фотографировали в глубокие сумерки. Однако, длинная выдержка помогла набрать камере необходимое количество света.

 

Но кроме того, с помощью длинной иочень длинной выдержки добиваются различных интересных эффектов:


Выдержка 1/20. Фотограф сделал снимок, провожая камерой самолет. Эта техника называется "съемка с проводкой". Поскольку мы следим камерой за самолетом, относительно нас он неподвижен. Но ведь относительно фона камера смещается! Поэтому на длинной выдержке он "смазывается" и появляется эффект движения.

 

Выдержка 3".  В течение трех секунд матрица записывает, как падает вода. В итоге, все струи, всплески, брызги слились в красивый сплошной поток. Отметитм, что камера стоит на штативе - если снимать с рук, то на такой длинной выдержке все объекты окажутся смазанными. Кроме того, на объектив накручен специальный затемняющий фильтр - иначе днем при такой длинной выдержке снимок был бы засвечен.

 


Выдержка 15". Камера стоит на штативе. Ассистенты фотографа, одетые во все черное, рисуют разные фигуры и надписи. Эта техника съемки называется фризлайт (от англ. freezelight - "замороженный свет")

 


Выдержка 15". В комнате полная темнота. Камера стоит на штативе. И только там, куда фотограф направил узкий луч фонарика, проявляется изображение. Вон она - настоящая "светопись"! Вы превращаетесь в настоящего художника и только от вас зависит, где будет тень или блик.

 

Выдержка 30"

 

Выдержка час (достигается с помощью специального пульта управления)

 

___

А существует ли выдержка не длинная или короткая, а "нормальная"?

Да, существует и равна 1/60 секунде. При такой выдержке, если вы снимаете с рук неподвижного человека, снимок будет четким, не размазанным и достаточно светлым. Но вот вечером такой выдержки может оказаться недостаточно - света ведь стало мало и выдержку нужно удлинять.

Кроме того, такая выдержка не подойдет для съемки быстродвижущихся объектов - например, велосипедных гонок. Для такого сюжета 1/60 будет длинноватой выдержкой...

Не подойдет 1/60 и если вы снимаете на большом приближении. Дело в том, что когда вы сильно приблизили объект зумом объектива, все начинает "плясать" в кадре. И чтобы компенсировать этот эффект выдержку нужно сделать короче.

Насколько?

Здесь все очень просто. Если ваш объектив приближает на 100 мм (то есть, его фокусное расстояние равно 100 мм), то выдержка должна быть не короче 1/100. Если вы приблизили объект на 200 мм - не менее 1/200 и так далее.