Что такое светосила?
Светосила - это величина, показывающая, сколько света может пропустить объектив. Есть объективы светосильные (то есть, пропускающие много света) и есть обычные объективы
А теперь начнем издалека. Попадая в объектив, свет проходит через стоящую внутри диафрагму:
Диафрагму можно сравнить с краном. Когда мы закручиваем кран (сужаем его отверстие) воды течет мало. Когда мы откручиваем кран (распахиваем отверстие) воды течет много. Чем больше значение диафрагмы F - тем больше она закрыта (см. пример ниже).
Диафрагма - тот же самый кран, только на пути света. Когда мы снимаем в яркий день, то можем прикрыть диафрагму, чтобы не пересветить снимок. Когда мы снимаем вечером, мы наоборот открываем диафрагму - ведь света мало и нужно чтобы он беспрепятственно проходил через объектив.
Однако диафрагма у каждого объектива раскрывается на свое значение. Это значение называется светосилой.
Продолжим аналогию с краном. Вспомните, какие большие краны стоят в бочках! Литр воды через такой кран пролетит за пару секунд. А теперь вспомните какой маленький кран у самовара... Даже открыв его полностью, мы получим лишь струйку воды. И литр воды будет проходить через этот кран чуть ли не полминуты...
Вот так и объективы. У некоторых диафрагма распахивается широко, а у других - на гораздо меньшее значение..
Большая светосила!
Маленькая светосила...
Светосила всегда указывается на самом объективе.
Например 1:1.0, как на фото ниже. Нам важна именно последняя цифра. Для простоты представьте, что это будто бы класс светосилы. Тогда, 1.0 - это супер, это "первый класс"! У такого объектива диафрагма распахивается широко и он пропускает очень много света. Но и стоит он очень дорого - до 300 000 рублей.
К "первому классу" относятся и объективы с маркировкой 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8. Как видим, их степень светосилы постепенно снижается. А чем меньше светосила, тем дешевле объектив. И, например, Canon EF 50mm f/1.8 можно вполне купить за 5000 рублей. Но, невзирая на стоимость, по своей светосиле он относится к "первому классу"!
А вот потом идут объективы "второго класса". Например, 1:2.0, 1:2.8. Но и они, безусловно, относятся к светосильной оптике и часто бывают весьма дороги.
А вот когда на объективе указано 1:3.5... это уже объективы "третьего класса". То есть, обычные, несветосильные. Более того - у недорогих зум-объективов светосила переменная. То есть, на широком конце вы можете раскрыть диафрамгу до значения f/3.5. Но стоит зумом приблизить объект, как светосила тут же падает до значения f/5.6.
Бороться с этой проблемой можно - но только деньгами. У дорогих объективов светосила постоянная. Например, у топового зума Canon EF 17-40mm можно раскрыть диафрагму до значения f/4.0 хоть на 17 мм, хоть на 40mm. А вот у простого дешевого объектива Canon EF-S 18-55mm производитель честно указывает на корпусе переменную светосилу 1:3.5-5.6
Итак, чем выше "класс светосильности" объектива, тем больше света он пропускает. А что же нам это дает?
Ну, во-первых, светосильным объективом проще снимать в темном помещении. Ведь чем шире раскрыта диафрагма, тем больше света попадет на матрицу.
Кроме того, объективы с большой светосилой дают красивое размытие фона на фотографии - так называемое "боке". Ниже приведен пример снимка, сделанного с помощью светосильного объектива Canon EF 35mm f/1.4L USM.
То есть, получается, что...
От ширины диафрагмы зависит глубина резкости. На снимке выше глубина резкости мала. В зоне резкости находится только сама девушка. Если бы мы ужали диафрагму, глубина резкости увеличилась бы. Вот наглядное видео про это