Десять правил фотографа


Художественную фотографию нельзя, конечно, ограничить инструкцией, могущей стать гарантией успеха. Но некоторые общие правила помогут избежать многих ошибок. Английский фотограф Поль Дан поместил в журнале «Camera Owner» десять основных советов. 




1. Обострить наблюдательность. Любительская фотография обросла повериями. Сохраняется, например, вера во всемогущество определенных типов фотокамер или объективов. Притом, в фотографии важна не только техника фотографирования, но и умение видеть окружающий мир. Нужно изучать (а не только просматривать) хорошие снимки.
2. Собирать идеи. Записывать и реализовывать их при первой же возможности. Не ходить с фотоаппаратом без определенной цели, иначе камера становится обузой, а сделанные два-три снимка служат лишь слабым оправданием бесцельного хождения.
3. Фотографировать по плану — завести для этого специальную папку. Выбрав новую тему или же решив испытать новую камеру, необходимо сделать целый ряд пробных снимков, отобрать из них лучшие и сложить их в специальную папку, чтобы иметь наглядное представление о проделанной работе. Решающее значение имеет не количество, а качество фотографий.
4. Упростить фотоснаряжение — по возможности, вообще о нем забыть. Камеры, объективы не должны стать целью и смыслом всей деятельности фотографа. Важен конечный результат, на нем и нужно сосредоточиться. Доказательством тому, что большинство фотолюбителей поступает как раз наоборот, может, например, служить международная ярмарка «Фотокина». Выставочные залы на ней пустуют, а фотолюбители толпятся у ларьков с новинками фототехники, бегают в поисках информации и проспектов в полной уверенности, что демонстрируемые аппараты и есть та волшебная палочка, которой им не хватает для полного совершенства. На самом же деле камера — это лишь посредник, связующее звено между снимком и окружающей средой. Поэтому: продать фотопринадлежности, упростить и еще раз упростить снаряжение — это может лишь помочь в вашем стремлении к большему совершенству. Желательно пользоваться одним типом пленки, проявляемой стандартным способом.
5. Не экономьте пленку. За непрестанной возней с объективами, диафрагмами, фильтрами и различными принадлежностями мы иногда забываем о самом фотографировании. Аналогично можно перебарщивать и в лаборатории. Сосредоточив основное внимание на технике, которой можно овладеть в течение нескольких недель, фотограф оказывается на неправильном пути. Можно смело руководствоваться следующим правилом: чем больше я сделаю снимков, тем лучшим буду фотографом. Это, однако, не дает гарантии, что после определенного количества сделанных снимков можно достичь мастерства в фотографии. Речь идет о необходимом, а вовсе не о достаточном условии. В том случае, если это окажется нам не под силу с финансовой точки зрения, лучше всего расстаться со сложным фотоаппаратом и купить вместо него более дешевую камеру, а на оставшиеся деньги накупить пленок.
6.Экспериментировать.  В том случае, если в фотоискусстве вы стремитесь найти свои, новые пути, не ждите легких побед на конкурсах, не говоря уже о выставках, на которые тоже не так то просто будет попасть. Нужно выработать в себе иммунитет к критике, а иногда и просто к насмешкам. Единственной наградой может быть лишь ваша личная удовлетворенность. Осуществление поставленной цели должно стать основным стимулом творческой деятельности фотографа. Не исключено, конечно, что от результатов своей работы он зависит также материально.
7. Общаться  с  другими  фотографами. Этот совет не противоречит стремлению к индивидуальной творческой манере. Взаимная критика и обмен взглядами с фотографами примерно одного с вами уровня — одно из условий тво ческого роста фотографов. Нельзя, чтобы клубы состояли из людей, отрицающих критику. И все же самым строгим критиком своего творчества должны быть сам фотограф.
8. Избегать снимков типа видовых открыток, избегать «роскошных» пейзажей и «знаменитых» местных достопримечательностей. Ищите лучше менее броские, нефотогеничные места (таково, хотя бы, всеобщее мнение). А если уж вы решитесь снимать места подобного рода, то лишь для того, чтобы попытаться передать их по-своему.
9. Фотографировать для собственного удовольствия. Фотография не одержимость, а увлечение! Она должна доставлять радость и удовольствие. Об этом, к сожалению, очень часто забывают.
10. Быть искренним. Фотографировать, прежде всего, так, как нравится самому себе, не стремиться льстить своими снимками другим. Это, пожалуй, самое главное правило. В снимках должна чувствоваться своеобразность творческой манеры фотографа, личный почерк его, а не заказчика, кто бы им ни был - будь то фотокружок, редакция, выставка или конкурс. Этот десятый принцип должен быть критерием правильности творческого пути фотографа.


Хорошие советы - единственное, что я не согласен с автором, когда он советует вырабатывать "иммунитет к критике". На самом деле, критика порой действительно открывает глаза на очевидные промахи в работе.